Apr. 17th, 2010

yigal_s: (Default)
истина, знание - не обязательно полезны.

И дело тут не в том (и не только в том), что человек слаб и иная истина и знание могут его сломать (а незнание или ложь - дать дополнительные жизненные силы и привести к лучшему исходу в конечном счете). В этом случае можно еще считать, что истина была бы полезна, если бы человек не был столь слаб, если бы был более мужественным, имел бы более цельные жизненные представления (а не просто узнал одну частную истину) итд итп.

Дело, однко, в том, что "польза" - категория довольно субъективная, и, во всяком случае, сильно завязанная на текущую культуру человека и его довольно фиксированную биологическую природу. И поскольку эта "польза" завязана на природу человека, а "истина" объективна и не завязана, можно ожидать ситуации, когда "истина" будет с "пользой" несовместима.

Знание истины может быть ортогонально нашей природе (нам от неё ни холодно, ни жарко по большому счету), при этом саму истину можно попробовать использовать с пользой.

Но знание истины может эту природу и угнетать, вплоть до полного лишения воли к существованию. Не потому, что она "слаба", а потому, что вот такая она - природа человека на самом исходном уровне. Собственно, почему бы и нет?

Человек познакомился с истиной. Человек сдох, лишившись веры в некоторые базовые, необходимые для существования иллюзии. Никакого логического противоречия.

Несколько сумбурно, пожалуй...

Но вот пример. Если довести идею материализма до логического завершения, то можно сформулировать предположение (оно само по себе нуждается в доказательстве, разумеется), что никакой свободы воли не существует, наше представление о наличии наших желаний - иллюзорно, а сами мы то ли вполне детерминистичные биороботы, то ли имеем некоторую "свободу" действий и желаний примерно в той же мере, как компьютер в который встроен датчик случайных чисел.

Такая идея, мне представляется, пока-что не овладела массами. Совместима ли она с нормальной жизнью человека? Даже если нет, в этом нет заведмой катастрофы - эта идея может быть вытеснена на периферию сознания, как вытесняется идея о смерти как единственной окончательной перспективе жизни.

Но если она вытеснена не будет, или будет вытеснена недостаточно, может ли человек эффективно жить, постоянно помня, что никаких "его желаний" на самом деле нет?